ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Система стандартов
безопасности труда. |
ОСТ 35-23-83 Введен впервые |
Приказом Министерства транспортного строительства от 15 декабря 1983 г. № 296.
Срок введения установлен с 1 марта 1984 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону.
Настоящий стандарт распространяется на проведение работ по сооружению асфальтобетонных и черных покрытий и оснований автомобильных дорог и устанавливает общие требования безопасности труда при производстве работ дорожными организациями и трестами "Транстехмонтаж", входящими в профобслуживание ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог и железнодорожного транспорта и транспортного строительства.
ОСТ-35-23-23 разработан с учетом требований Государственных и отраслевых стандартов системы безопасности труда, а также СНиП III-4-80 и "Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог".
При введении настоящего ОСТ'а пункты 5.17 (подп. а,д,е), 5.18, 5.19, 5.21, 5.23, 5.41, 5.42, 5.43, 5.44, 5.45, 5.46, 5.47. Гл. 5 "Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" отменяются.
1.1. Стандарт устанавливает общие требования охраны труда при транспортировке и укладке асфальтобетонных и черных смесей (смеси).
1.2. Работы по строительству асфальтобетонных и черных покрытий и оснований автомобильных дорог должны выполняться с соблюдением настоящего стандарта и ГОСТ 12.3.002-75, а также строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, и санитарных правил организации технологических процессов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР.
1.3. Проект организации работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий и оснований должен предусматривать максимальную механизацию и автоматизацию технологических процессов, содержать технические решения безопасного производства работ и меры ограждающие работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
1.4. Место строительства асфальтобетонных и черных покрытий и оснований должен соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-76.
2.1. Рабочие и инженерно-технические работники, занятые на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий и оснований, должны проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в сроки предусмотренные приказом Министра здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г. № 400 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров трудящихся".
2.2. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующее обучение, инструктаж и проверку знаний в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79 "ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения". Машинистам самоходных машин дополнительно необходимо иметь удостоверение на право управления ими.
2.3. К работе со смесями, в состав которых входят вредные вещества, должны допускаться рабочие, прошедшие специальное обучение по безопасным приемам труда с этими веществами.
2.4. Администрация дорожной организации обязана обеспечивать рабочих, занятых на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий и оснований спецодеждой, спецобувью соответствующих размеров, а также другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и характером выполняемой работы.
2.5. При изменении технологического процесса строительства асфальтобетонных и черных покрытий и оснований, применяемых машин, оборудования, материалов и условий труда необходимо проводить внеплановый инструктаж и проверку знаний по безопасности труда.
3.1. Машины и механизмы, применяемые на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий должны соответствовать требованиям безопасности, указанным в ГОСТ 12.1.003-76, ГОСТ 12.1.005-76, ГОСТ 12.1.012-78, ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.2.011-75*), а также санитарным правилам по организации технологических процессов и санитарно-гигиенических требований к производственному оборудованию, утвержденным Минздравом СССР.
3.2. Каждая самоходная машина должна находиться в исправном состоянии, быть оборудована звуковой, световой или комбинированной сигнализацией и закрепляться приказом за определенным машинистом.
3.3. Цепные, ременные и другие открытые движущиеся части машин и механизмов в местах доступа к ним людей, должны быть ограждены. Для возможности осмотра и смазки ограждения должны быть легкосъемными или с открывающимися дверцами.
3.4. При работе в темное время суток и при плохой видимости рабочие органы и механизмы управления машиной должны быть освещены.
3.5. Рабочее место машиниста самоходных машин должно быть удобным и обеспечивать хороший обзор фронта работ, защиту от атмосферных осадков и солнечных лучей.
3.6. Смазка вальцев моторных катков должна быть механизирована.
3.7. Площадки управления, рычаги и штурвальные колеса машин должны быть чистыми и сухими.
3.8. Механизированные инструменты должны использоваться только в соответствии с их назначением, указанным в паспорте и инструкции по эксплуатации.
3.9. Деревянные рукоятки ручных инструментов, применяемых при устройстве асфальтобетонных и черных покрытий и оснований должны быть сделаны из выдержаной древесины твердых и вязких пород.
Инструмент следуем правильно насаживать и прочно укреплять на гладко обработанных рукоятках. Длина рукояток граблей, метел, ручных металлических трамбовок, утюгов и др. должна обеспечивать безопасность работы с горячими смесями.
3.10. Для разогрева вальков, утюгов, грабель, лопат и др. должны использоваться передвижные жаровни.
Жаровни должны устанавливаться в безопасных местах, где отсутствует движение транспортных средств и самоходных машин.
3.11. Складывать инструмент при перерывах в работе необходимо в специально отведенном безопасном месте.
3.12. Перед использованием пневматического инструмента необходимо проверить его исправность и надежность прикрепления резинового шланга к инструменту и к воздухопроводящей сети.
3.13. Напряжение, подаваемое на электроинструменты не должно превышать 42 В.
4.1. До начала работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий необходимо, произвести ограждение мест работы и расстановку дорожных знаков согласно ВСН 179-83 и схемой, согласованной с ГАИ и утвержденной руководителем дорожной организации, направить движение транспортных средств в объезд, наметить безопасную для рабочих, занятых на укладке, схему заезда и выезда из зоны работ автомобилей-самосвалов, подвозящих смеси.
Дорожные знаки и ограждения устанавливают организации, выполняющие дорожные работы.
4.2. При работе в ночное время место укладки смесей должно быть освещено. Освещение на уровне земли должно быть не менее 30 лк.
Для освещения следует использовать передвижные или переносные осветительные приборы, а также осветительные приборы, установленные на работающих дорожно-строительных машинах, исключая их ослепляющее действие.
4.3. К работе по укладке смесей должны допускаться лица, профессия и квалификация которых соответствуют характеру выполняемой работы.
4.4. Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки смесей разрешается только по сигналу приемщика смеси; перед началом движения водитель обязан подать звуковой сигнал.
4.5. При выгрузке асфальтобетонной и черной смесей в бункер асфальтоукладчика, в случае необходимости, оттягивать задний борт автомобиля-самосвала следует специальным металлическим крючком.
4.6. Разгрузка смесей из самосвала в приемный бункер асфальтоукладчика должна производиться лишь после его остановки и предупредительного сигнала, а также удаления рабочих на расстояние 1 м от боковых стенок бункера.
4.7. Застрявшую в кузове автомобиля-самосвала смесь необходимо выгружать специальными скребками или лопатой с ручкой длиной не менее 2 м, стоя на земле сбоку от кузова самосвала.
4.8. При изменении направления движения самоходных катков машинисты должны подавать звуковой сигнал.
4.9. При применении смесей, содержащих поверхностно-активные вещества (ПАВ) и активаторы, необходимо соблюдать правила по охране труда, изложенные в ВСН 59-68. Лица, занятые на работах с указанными материалами должны проходить периодический медицинский осмотр согласно приказу Минздрава СССР от 30.05.1969 г. № 400. Рабочие, страдающие глазными и кожными болезнями, беременные женщины не должны допускаться к работе с ПАВ.
4.10. При использовании полимерно-битумных вяжущих в асфальтобетонных смесях следует использовать в качестве растворителя только дизельное топливо, соляровое масло, гудрон, жидкий битум.
4.11. При ручной укладке и исправлении дефектных участков покрытия разноска смеси лопатами должна допускаться на расстояние не более 8 м. При расстоянии более 8 м необходимо применять носилки с бортами с трех сторон или легкие тачки с опрокидывнием вперед.
4.12. Смесь, выпавшую за стенки бункера асфальтоукладчика при его загрузке, необходимо перекидывать в бункер только по окончании выгрузки ее из самосвала и его отъезда.
4.13. Bо время работы катков и других самоходных машин не разрешается проходить между ними и исправлять дефекты покрытия.
Дистанция между самоходными машинами катков, асфальтоукладчиков идущих друг за другом, навстречу должна быть не менее 10 м. При движении параллельно интервал между машинами должен быть не менее 1 м.
4.14. При работе асфальтоукладчиков и катков запрещается:
находиться посторонним лицам в зоне действия рабочих органов;
сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки машины;
регулировать работу уплотняющих органов;
оставлять без присмотра машины с работающими двигателями;
ремонтировать шнеки, питатели и др. механизмы.
4.15. При использовании автоматической системы обеспечения ровности типа "Стабилослой" при укладке при укладке смесей асфальтоукладчиком и уборке просыпавшейся из бункера смеси не следует находиться ближе 1,5 м от кронштейна датчика вертикальных отметок.
4.16. При распределении вяжущих материалов автогудронаторами необходимо соблюдать следующие требования:
перед началом работы проверить исправность битумопроводов, кранов, распределителей и при необходимости очистить их;
проверить исправность звуковой сигнализации, электроосвещения и наличие огнетушителей;
проверить надежность крепления топливопровода к форсунке и исправность системы подачи топлива;
зажигать форсунку необходимо факелом с ручкой длиной не менее 1,5 м, стоя сбоку.
4.17. Во время розлива битума запрещается рабочим находиться ближе 10 м от распределительных труб автогудронатора.
4.18. Дорожные машины и оборудование на период темного времени суток, если в это время не проводятся работы, должны быть убраны за пределы земляного полотна. Нетранспортабельные дорожные машины и оборудование, оставляемые на ночь на проезжей части должны быть ограждены в соответствии с требованием ВСН 179-83.
4.19. При укладке горячих смесей слоями повышенной толщины (200 мм) и отсутствием боковых ограничителей для сохранения устойчивости уплотняющих средств необходимо начинать уплотнение крайней части укладываемой полосы при температуре смеси, исключающей возможность ее выдавливания.
4.20. Рабочие, осуществляющие укладку смесей слоями повышенной толщины должны быть обеспечены полусапогами или сапогами.
4.21. При укладке слоев покрытий эмульсионно-минеральных смесей необходимо ограничивать скорость движения до 5 км/час и производить россыпь материала (каменных выставок или мелочи), исключающего прилипание и выброс черного щебня из под колес технологического транспорта.
5.1. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работающих, применяемые в процессе строительства асфальтобетонных и черных покрытий, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-75.
5.2. Рабочие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с типовыми отраслевыми нормами и приказами соответствующих министерств.
5.3. Рабочие, занятые на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий, должны быть одеты поверх обычной спецодежды в яркооранжевые сигнальные жилеты.
5.4. Рабочие, занятые на укладке горячей смеси, должны работать в спецобуви с теплоизолирующими прокладками и в рукавицах.
5.5. Машинисты дорожных машин должны работать в спецодежде и применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы.
5.6. Для защиты от вредного воздействия вибрации при работе с виброинструментом необходимо пользоваться рукавицами антивибрационными ГОСТ 12.4.011-75.
5.7. Для защиты работающих от воздействия избыточного уровня шума, не поддающегося ликвидации в настоящее время, должны выдаваться средства индивидуальной защиты: антифоны, противошумные вкладыши "Беруши", противошумные наушники и др.
5.8. Рабочие, работающие со смесью, содержащей поверхностно-активные вещества и активаторы, должны пользоваться герметичными очками и универсальными респираторами.
5.9. При работе с асфальтобетонными смесями, содержащими каменноугольные дегти и пеки, рабочие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и санитарными правилами, утвержденными Минздравом СССР 23 ноября 1973 г. № 1131-73.
6.1. При попадании на тело работающих битумных материалов необходимо немедленно удалить их чистой ветошью, смоченной керосином, затем смыть теплой водой с мылом.
6.2. Бригада рабочих, занятых на укладке смесей, должна быть обеспечена санитарно-бытовыми помещениями для обогрева, приема пищи, а также доброкачественной питьевой водой в соответствии с инструкцией по проектированию бытовых помещений строительно-монтажных организаций СН 276-74, утвержденной Госстроем СССР и аптечкой с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
6.3. Для защиты кожных покровов от воздействия растворителей и др. вредных веществ необходимо применять защитные средства:
"Биологические перчатки", мазь Салисского, пасту "Миколаи" и пасту "ИЭР".
7.1. Контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда и проведении мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда при сооружении асфальтобетонных и черных покрытий осуществляют профсоюз рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, Министерство транспортного строительства, дорожные министерства союзных республик и органы Государственного надзора.
7.2. Санитарный Государственный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил осуществляют территориальные санитарно-эпидемиологические станции.
7.3. Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны должен осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-76.
7.4. Периодичность контрольных замеров и вредных производственных факторов должна устанавливаться администрацией дорожной организации в соответствии со сроками, установленными органами Государственного надзора, но не реже одного раза в год в начале строительного сезона.
7.5. При любом изменении в технологических процессах (использование новых веществ, машин и оборудования) следует проводить внеочередные замеры вредных веществ в рабочей зоне, а также внеплановый инструктаж по безопасности труда.
7.6. Контроль за уровнями шума и вибрации при работе машин и механизмов необходимо проводить в соответствии с ГОСТ 12.1.003-76 и ГОСТ 12.1.012-78.
7.7. Контроль и осмотр СИЗ должен производиться ответственным лицом, из числа ИТР назначенным распоряжением администрации дорожной организации в сроки и в соответствии с требованиями, установленными нормативно-технической документацией на все виды СИЗ.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
На основание |
Номер листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Срок введения изменения |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
И.о. директора Союздорнии |
Б.С. Марышев |
Зав. сектором управления качеством и стандартизации в дорожном строительстве |
О.И. Хейфец |
Зав. сектором охраны труда Союздорнии |
В.И. Колышев |
Руководитель темы, м.н.с. |
П.В. Маренич |
Исполнители: |
|
Старший научный сотрудник ОЧП |
Б.М. Слепая |
Младший научный сотрудник ОМДС |
Э.Б. Островский |
СОГЛАСОВАНО: |
|
Нач. отдела по технике безопасности Минтрансстроя |
В.И. Островский |
Зав. отделом охраны труда ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог |
В.П. Кондрашов |
Зав. отделом охраны труда ЦК профсоюза железнодорожного транспорта и транспортного строительства |
B.C. Крутяков |
Начальник отдела охраны труда Минавтодора РСФСР |
М.А. Покатаев |
Главное санитарно-эпидемиологическое Управление Минздрава РСФСР |
|
Содержание